Как начать работать с МаркетПлейсами
В этой статье мы расскажем, с чего же все-таки начать свой путь на маркетплейсах.
Как подготовить себя и свой продукт к продаже нового формата.
Ну и, конечно, предостеречь вас от "ошибок новичков", расскажем про все угрозы и подводные камни.
Маркетплейс – торговая площадка, где продаются услуги или товары других компаний. Маркетплейс напоминает гипермаркет: на одной площади находятся разные продавцы, а покупатели могут делать покупки в разных магазинах, находясь в одном здании.

С чего начать работу на маркетплейсах


Для начала мы расскажем вам про плюсы маркетплейсов, из-за чего все же стоит начать работать на площадках этого типа или хотя бы рассмотреть их как новую возможность развития для вашего бизнеса.
Плюсы и минусы маркетплейса

Сначала перечислим достоинства таких сервисов для продавцов:

  • постоянный поток целевой аудитории за счёт популярности торговой площадки;
  • возможность расширить географию продаж;
  • снижение расходов на рекламу;
  • быстрый запуск;
  • отсутствие необходимости создавать и продвигать ресурс самостоятельно.

Среди недостатков маркетплейсов:

  • высокая конкуренция на площадке;
  • зависимость от установленных сервисом правил;
  • меньше возможностей для коммуникации с потенциальным клиентом;
  • проблематично повышать лояльность за счёт акций и особых предложений.




А также главные особенности данных торговых площадок:


  • наличие сторонних продавцов;
  • один товар могут реализовывать несколько компаний, стоимость продукта чаще всего отличается;
  • размещение как услуг, так и товарных позиций;
  • маркетплейс получает прибыль за счет взятия абонентской платы, различных комиссий и процентов за реализацию.

Основные маркетплейсы
Существует множество крупных торговых площадок, но мы расскажем вам подробнее о 5ти основных, которые специализируются на продаже одежды.
Wildberries

Это один из самых известных маркетов РФ, который занимается продажей одежды, обуви и продукции для детей. Ежедневно пользователи совершают 500 тысяч заказов. Доставка производится по стране, а также за границу.

Условия:
  • размер комиссии достигает 15%
  • выплаты осуществляются раз в неделю
  • имеет более 7500 точек выдачи заказов в 7 странах
  • есть мобильное приложение для партнеров
  • фото- и видеостудия для заполнения карточек товаров.


Ozon

Эту платформу основали еще в 1998 году. Здесь собраны разные группы товарных позиций - от пищевых продуктов до электроники. Озон располагает складским помещением и занимается упаковкой.

Условия:
  • размеры комиссии варьируются от 5% до 25%
  • выплаты 2 раза в месяц (15 и 25 числа)
  • работает в двух направлениях: продажа со склада Ozon или склада продавца
  • имеет более 2,2 тысяч точек выдачи заказа
  • круглосуточная служба поддержки



Lamoda

Один из крупнейших маркетплейсов в России. Развивается в двух направлениях: продажа товаров собственных поставщиков и сторонних ритейлеров. Приоритетными категориями товаров являются одежда, обувь и аксессуары.

Условия:
  • размеры комиссии варьируются от 35 до 70%
  • собственная служба доставки LM Express и фулфилмент
  • имеет более 10 тысяч пунктов выдачи в России
  • выплаты осуществляются каждую неделю
  • персональная поддержка





Беру

Маркетплейс от «Яндекс» и «Сбербанк», запустился в 2018 году, на сегодняшний день имеет трех тысяч зарегистрированных партнеров. В декабре 2019 года ежедневная аудитория превысила 1 млн человек.

Условия:
  • размер комиссии варьируется от 5 до 13%
  • выплаты осуществляются на следующий день после покупки товара
  • продавать можно через фулфилмент или с собственного склада
  • склады находятся в Ростове-на-Дону и Москве





Goods

Проект «М.Видео» , запущен в 2017 году, имеет договоры более чем с 1500 компаний. Маркетплейс не имеет собственного склада, есть только сортировочные центы. Продавец должен иметь возможность хранить и упаковывать товар самостоятельно.

Условия:
  • комиссия начинается от 3% и зависит от средней цены и маржинальности в каждой категории
  • более 2500 пунктов самовывоза по России
  • выплаты осуществляются два раза в неделю (вторник и пятница)
  • приоритетное направление фулфилмент





Инструкция для начала работы с маркетплейсами
1. Создайте аккаунт на площадке, загрузив учредительные документы
Не забудьте приложить сертификаты на товар. А ещё декларации и документы на бренд: разрешение от правообладателя или от дистрибьютора. Главное — чтобы прослеживалась связь от правообладателя до продавца. Дождитесь одобрения от маркетплейса

Примерный перечень документов, которые могут вам понадобиться, помимо деклараций и основных документов на бренд:

  • свидетельство о постановке на учет в налоговой;
  • свидетельство о госрегистрации ИП;
  • письмо об учете в Статрегистре Росстата;
  • разрешение от правообладателей на использование торговых марок;
  • копия паспорта ИП (скан);
  • анкета;
  • прайс


2. Загрузить товары на площадку
Можно сделать это вручную или автоматически. Частая ошибка новичков в том, что они невнимательно читают требования к выгрузке товаров. В результате модераторы отклоняют заявку, и все приходится переделывать заново. Из-за этого продажа товаров на маркетплейсах часто откладывается, а продавцы теряют деньги.


3. Дождаться результатов модерации товаров
Сроки зависят от площадки.


4. Выбрать схему торговли через маркетплейс и начните продавать
Например:

  • Товары размещаются на складах маркетплейса. После продажи через сайт сотрудники площадки сделают поставку под ключ: упакуют, свяжутся с покупателем и доставят заказ. Это удобный вариант, если у вас нет своего места для хранения и работников. Из минусов — вы не можете продать эти товары где-то еще, так как они «заморожены» на складе площадки.
  • Товары размещаются на складах продавца. В этом случае вы получаете заказы от площадки, сами упаковываете товар и передаете его в службу доставки маркетплейса. Это более трудоемкий вариант, который требует наличия сотрудников. В среднем один человек за день может собрать около 100 заказов. Но при этом товары у вас на складе — вы можете распоряжаться ими как угодно.


Выбор схемы зависит от выбранной вами площадки. У некоторых маркетплейсов схемы похожи, что значительно упрощает разработку стратегии продаж.
    Кому стоит размещаться на маркетплейсах


    Маркетплейс подойдет вам как площадка для размещения, если:


    • у вас популярный и ликвидный товар;
    • высокая маржинальность, которая позволит покрыть оплату за услуги маркетплейса;
    • вам нужно быстро запустить продажи;
    • вам нужно масштабировать бизнес;
    • нужно решить проблему с логистикой и оплатой. География доставки мелких и средних интернет-магазинов ограничена, тогда как многие маркетплейсы предлагают услуги фулфилмента;
    • и конечно же вы готовы следовать правилам маркетплейсов.

    Когда уже определились, что точно будете взаимодействовать с маркетплейсами и размещать свою продукцию на их сайтах, то всегда возникают вопросы. А с чего начать? Сколько же изделий доставить на склад посредника?

    Мы советуем начинать с малого.
    У ВБ это 15 артикулов, а у Ламоды - 50 артикулов.
    Как рассчитать цену и какие заложить наценки для работы на маркетплейсах ?
    Главным вопрос все-таки остается вопрос цены на изделие. Как рассчитать себестоимость товара и просчитать все издержки.


    Посчитайте, какие издержки вы несете, получая товар в свой магазин. В них всегда входит закупочная стоимость, а у магазинов, не работающих по франчайзингу чаще всего стоимость доставки. У компаний, которые сами производят и затем реализуют ассортимент, в себестоимость товара входят затраты на сырье, рабочую силу, труд.

    После того, как вы разобрались со своими возможностями и желаниями в плане цен, воспользуйтесь одним из нескольких методов ценообразования.

    Возможно воспользоваться формулой:

    Опт = сб(себестоимость)*2
    РРЦ = ОПТ*( от2,5 до 5)

    РРЦ - рекомендованная розничная цена

    Есть еще один способ подсчета цены - это воспользоваться калькулятором от ВБ - https://wbcon.ru/calculator-wildberries/
    Угрозы и возможности продаж на маркетплейсах, как спрогнозировать риски


    Основные риски, которые могут перевернуть ваше впечатление о маркетплейсах и испортить ваши планы на продажи.


    1. Отсутствие стратегии
    Стратегия - это первое, с чего вы должны начать, когда планируетет взаимодействовать с маркетплейсами и вообще с продажами. Нужен качественный анализ рынка. Сравнение конкурентов. Прикинуть какую долю рынка вы сможете занять. Сезонные вещи нужно смотреть именно в сезон, а не раньше/позже. Если у вас много конкурентов, но уникальный товар - возможно создать свою подкатегорию ( если нет этой категории).

    2. Старт без расчетов
    Оборачиваемость - реакция общества на продукт. Расчет стоимость и всех издержек был написан выше.

    3. Отсутствие финансового планирования для раскрутки
    В вашем бизнес плане(если такой имеется) не были заложены финансы на раскрутку и рекламу.
    Если вы ещё не организовали торговлю на маркетплейсах, советуем обратить на них внимание, поскольку на текущий момент они являются не только успешными игроками на рынке интернет-торговли, но и рабочим инструментом, позволяющим наладить онлайн-торговлю с минимальным вложением ресурсов.
    Удачных вам запусков, действуйте. Если понравилась статья, поставьте лайк и сделайте репост, эта статья поможет кому-то из ваших партнеров

    Кузнецов Алексей
    Маркетолог
    Как производителю одежды начать продавать оптом?

    Получите Бесплатную PDF книгу